algarphoto (algarphoto) wrote,
algarphoto
algarphoto

Category:

О песенных заимствованиях

Оригинал взят у docogo в О песенных заимствованиях
Галерея Альбомов Foto.ru

Недавно я обнаружил, что у двух моих любимых песен схожие мелодии.
Вот они, в порядке старшинства:

Юрий Визбор_Ты у меня одна (Евгений Дятлов)


Виталий Черницкий_Я подозвал коня


Но после этого открытия вальс Виталия Черницкого, под который мы, пацаны восьмидесятых, тайком смахивали слезы и обнимали гитары и ровесниц, не превратился в прозу. "Вот поворот какой делается с рекой". Сходство замечено, а чары при этом остались на месте. Не боясь разочарований, я проинспектировал и других своих любимиц. И нашел еще несколько заметных музыкальных совпадений.
Например, такое:

Francis Lai_Love Story


Muse_Sing for absolution


И опять – очевидное заимствование, нисколько не умаляющее достоинств песни группы Muse.
Заметили иронию ситуации? В то время, когда любители французской песни, ссылаясь на давнюю шутку Никиты Богословского, приписывают заимствование Микаэлу Таривердиеву с его "Двое в кафе", жители туманного Альбиона занимаются не условным, а всамдельшным подражанием мотиву Лея.
Кстати, и у самой незаслуженно обвиненной мелодии Таривердиева тоже есть песня-последователь. Притом на Родине этой песни-подражателя, в Италии, обсуждение темы заимствования резонанса не имело. Хотя тема эта поднималась, чем скорее всего и объясняется "опечатка" с годом создания песни в описании ролика на Ютубе. "1970 приблизительно" следует читать как "1974 и ни годом раньше":)
Опять же, произведения расположены в порядке старшинства.

Микаэл Таривердиев_Двое в Кафе


Shapiro_Estúpidos (Ornella Vanoni)


Так и живут себе итальянцы: кто в неведении, а кто в заблуждении, так и гордятся прекрасной песней Орнеллы Ванони. А песня эта, оказывается, вон чего. И ничего.

А вот еще одна детективная история.
В те годы, когда группа Радиохэд платила роялти Альберту Хэммонду и Майку Хейзелвуду, авторам частично стыренной хэдами мелодии, странная краснодарская девушка Маша Макарова позаимствовала не только мелодии обеих песен, но и элементы аранжировки второй. Вот она – эта детективная хронология:

Albert Hammond and Mike Hazlewood_The Air That I Breathe (The Hollies)


Radiohead_Creep


Маша и медведи_Любочка


И опять же, согласитесь, даже будучи разоблаченной, песня Маши Макаровой воспринимается как полновесное и художественно самоценное произведение. В отличие от многих жалких подобий оригиналов.
К примеру, таких как песня группы Божья коровка "Гранитный камушек":

Chris Rea_The Road to Hell


Божья коровка_Гранитный камушек


Или песня Олега Газманова "Люси":

Pet Shop Boys_Heart


Олег Газманов_Люси


Но все-таки возвращаюсь к более достойным аналогиям. Их тоже предостаточно. Даже в творчестве все того же неудержимого Олега Газманова, симпатично "расправившегося" с прологом и идеями песни еще одних бойзов – Bad Boys Blue:

Bad Boys Blue_I Wanna Hear Your Heartbeat


Олег Газманов_Эскадрон моих мыслей


Помню о чем был эскадрон моих мыслей шальных, когда я впервые услышал эту газмановскую шутку: была одна отличная песня, а стало две. И даже внутреннего протеста не возникло. Ровно так же как и через 15 лет, когда я впервые узнал об очередном покушении на любимицу моего юношества, на этот раз на песню "Died In Your Arms":

Cutting Crew_(I Just) Died In Your Arms


MIKA_Relax, Take It Easy


Бесстыжий Мика, прекрасно знающий о песне Cutting Crew, уже 7 лет собирает гонорары, награды и наши эмоции – и правильно делает.
И поделом ему:) Как и Александру Васильеву, написавшем песню "Феллини".

Eurythmics_Sweet Dreams (Marilyn Manson)


Сплин_Феллини (Би-2)


Также поделом и знаменитому перелицовщику чужих мелодий Игорю Крутому. Правда, принять из его переделок я могу только одну песню. Зато какую, и зато чего!

Adriano Celentano_IL tempo Se Ne Va


Игорь Крутой_Незаконченный роман


Не могу не упомянуть и еще о нескольких перформансах, сыгравших заметную роль как в мировой рок-музыке,

JETHRO TULL_We Used To Know


The Eagles_Hotel California


так и в российском рок-н-ролле,
T.Rex_I Love to Boogie


Майк Науменко и Зоопарк_Буги-вуги каждый день


и даже в российско-украинской поп-музыке:
Hot Hot Heat!_Shame on You


Егор Солодовников_Прованс (Елка)


Обращу внимание любителей иронии с "двойным дном" на название переосмысленной Солодовниковым песни – "Вам не стыдно".
Ну как можно было такое оставить без ответа?:)
Есть горячие головы, которые уверяют, что и устои гегемона современной цивилизации, американского общества – следствие очевидного музыкального заимствования. Сравните:

Русская народная_Хасбулат удалой (Хор Пятницкого)


John Stafford Smith_The Star-Spangled Banner


Как Вы считаете, "Хасбулат удалой" и официальный гимн США схожи?

Да
19(79.2%)
Нет
3(12.5%)
Сравнение не корректно
2(8.3%)


Пожалуй, настало время порассуждать на тему "музыкальное заимствование". И она не настолько простая, как может показаться на первый взгляд.
Взять, к примеру, принципиальный фактор времени. Что было раньше: яйцо или курица одно или другое? И если во всех предыдущих примерах время написания мелодий установлено, то в последнем случае дата создания "Хасбулата" не известна. А значит, возможно, что не мелодия гимна, написанная в 18 веке, а именно "Хасбулат" – вольное или невольное заимствование. Вопрос этот пока не имеет ответа. Как и многие другие, о том же. Пример песен с неустановленным старшинством – образца 2011 года:

Нюша_Больно


Marlon Roudette_New Age


Не менее важный вопрос: а каковы критерии заимствования?
Мы ведь говорим не об откровенном копипасте, а о переправленных или даже случайно совпадающих мелодиях и аранжировках.
Заимствование очевидно, когда оно на грани с плагиатом. Как, например, в случае с еще одним гимном США, на этот раз неофициальным, беззастенчиво похожим на старшую по возрасту русскую народную песню:

Русская народная_Бывали дни веселые (Золотое кольцо)


Samuel A.Ward_America The Beautiful (Barbra Streisand)


Кстати, предлагаю и здесь проголосовать.

Как Вы считаете, "Бывали дни веселые" и "Прекрасная Америка"

похожи
7(38.9%)
не похожи
8(44.4%)
американская песня более, чем похожа, она – плагиат
2(11.1%)
сравнение не корректно
1(5.6%)


А если песня – не откровенный плагиат, но в чем-то на него похожа? Как в таких случаях нам алгеброй измерить гармонию? А, кроме этого, ритмику и тональность?
Сложно и осторожно. Потому что общепринятых критериев музыкального заимствования как не было, так и нет. Поэтому и приходится ориентироваться на свои вкус и слух. Поэтому и появляются такие смешные перечни, где есть много перепевок, ремейков и странностей, зато мало здравого смысла. Не дает нам такие критерии и судебная практика с ее зачастую неординарными решениями. Не дает их даже программа, придуманная испанскими учеными несколько лет назад.
Но это пока. Ведь запрос есть. Значит, появятся и результаты. Так что будем следить за музыкальными старостями и новостями.

А в следующем посте я затрону еще более непростую проблему: тему музыкального плагиата.
Tags: музыка, репост
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments